Использование информационных технологий на уроках истории

Использование информационных технологий на уроках истории

«Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».
/В. Сухомлинский/

Компьютерные технологии в современной системе образования рассматриваются как одно из необходимых средств профессиональной деятельности учителя.
Опыт работы показывает, что традиционное проведение урока не даёт эффекта запоминания. При проведении урока в форме лекции большинство учащихся через некоторое время (довольно короткое) забывают до 80% изученного. Поэтому я, как учитель, вынуждена постоянно придумывать что-то новое для максимального эффекта усвоения и запоминания материала. Говорят, хороший урок — это урок вопросов и сомнений, озарений мысли. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии дают учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.
Сегодня компьютер — мощный инструмент, позволяющий решать новые дидактические задачи, внося разнообразие в учебный процесс, значительно повышающий мотивацию обучения, помогающий более продуктивно внедрять личностно-ориентированное обучение, в частности метод проектов, проблемные, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве.
Урок — есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. Ради истины приходят дети на урок. При ее ненадобности отпадает надобность в уроке.
Излагая учебный материал, преподаватель оказывается в крайне жёстких временных рамках: необходимо за один — два учебных часа усвоить беспрецедентное для курса количество информации.
Информация, преподносимая в процессе обучения, должна работать!
Для того чтобы информация «работала» (вызывала эмоции и чувства, побуждала к деятельности, поступкам), она должна быть, прежде всего, информативной и доступной для понимания).
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

Цели использования информационных технологий на уроке истории:
• сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
• приблизить урок к мировосприятию современного ребёнка, так как он больше слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию с помощью технических средств;
• установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
• установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и
учеником;
• помочь учителю в:
— проверке знаний, умений и навыков;
— организации закрепления полученных на уроке знаний;
— экономии времени;
— возможности эмоционально и образно подать материал;
-придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера;
— подготовке дидактического материала;
• индивидуализация обучения;
• снизить эмоциональную напряжённость учащихся в процессе работы;
• формирование умений и навыков самостоятельного приобретения знаний учащимися;
• повышение мотивации обучения;
• повышение познавательной активности учащихся;
• скорость подачи материала;
• выстраивание логической последовательности;
• реализация межпредметных связей.

На своих уроках я использую следующие формы работы с использованием ИКТ:
ü презентации;
ü электронный словарь;
ü тестирование;
ü подготовка и оформление рефератов;
ü создание исторических проектов;
ü электронное домашнее задание.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, не перегружая зрительное пространство фиксировать внимание на изучаемом объекте. Кроме того, всегда есть возможность вернуться в любую точку урока за минимальное количество времени, используя гиперссылку.
Применяя различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включая их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения, я использую работу с электронным словарём. Как показывает практика, проведение словарной работы стало одним из инструментов осознания учебного материала.
Тестирование использую как проверку степени усвоения материала, выполнения домашнего задания, владения терминологией.
При подготовке рефератов и составлении проектов учащиеся использовали широко только Интернет, который при наличии в нём текстовой и иной информации позволял пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки учащийся должен провести огромную научно-исследовательскую работу, используя большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблона на каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу, это в учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, поэтому такие выступления становятся яркими и запоминающимися).
При создании презентации выдвигаются следующие критерии:
• Графика: создание зрительных образов абстрактных объектов
• Звуковые эффекты: например, для поощрения правильных ответов (могут
быть включены или выключены пользователем)
• Текст
• Видеоэффекты
В процессе демонстрации презентации ученик приобретает опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодиться ему. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку и даёт понять, что умение работать с компьютером является одним из элементов современной культуры.
При работе с электронным домашним заданием выработаны требования:
1) домашнее задание может быть ориентировано на 2 группы учащихся: слабые + средние и средние + сильные;
2) должен быть определен обязательный минимум выполнения + выделено пространство для инициативных:
Ø временные рамки,
Ø кол-во источников информации,
Ø программа реализации задания,
Ø объем отчетного документа,
Ø дополнительное задание;
3) оговорено место размещения выполненной работы.

На уроках я использую следующие электронные пособия и мультимедиа продукты:
— Электронный учебник «История России XX век» /Клио-софт –
http:/ www.history.ru
— Мультимедиа-учебник «Родная история» /начальный курс: Н.Г.Горелова и Б.И.Пивоваров
— Мультимедиа-учебник «Православная культура»/ www. pleskovo.ru
info@ pleskovo.ru
— Электронный учебник «Всемирная история» Оскара Егера /древний мир, средние века, новая и новейшая история
— Электронный учебник «Курс русской истории» В.О.Ключевского
— Мультимедиа-продукт «Мифы Древней Греции»
— Презентации по истории: «Зарождение демократии в Афинах», «Римская держава» -5 кл., «Версаль и Петергоф» — 7 кл., «России верные сыны — Минин и Пожарский», «Дворцовые перевороты», «Анализ картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни»», «Соборы Московского Кремля», «Храм Знамения Божьей Матери в Дубровицах -жемчужина барокко» — 7 кл., «Александр II: трагедия реформатора?» — 8 кл., «Великая Отечественная война», «Становление многопартийности в РФ», «Российское крестьянство: от Сталина к Хрущёву» — 9 кл.
— Презентации по обществознанию: «Преступления в сфере экономики», «Древнегреческая философия», «Семья как социальный институт и малая группа».
— Дидактические материалы: викторины «Русская культура XV — XVI вв.» и «Русская культура XVIII в.»
В чём же преимущество ИКТ? В том, что вы, если необходимо в любой момент можете воспользоваться понадобившейся информацией либо создать реферат и т.д., практически свой «информационный багаж» можете изменять, добавлять либо удалять по необходимости информацию, ведь она правит миром. А имея хорошую базу по предмету учитель будет уверен в эффективности своего урока.

Боева Е.А. 2011 год

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий