Приветствие — это важный компонент речевого акта, так как именно оно является началом коммуникации и служит основой для привлечения внимания, знакомства, установления контакта.
При выборе формы приветствия учитываются следующие критерии: возрастная характеристика, дистанция (знакомый — незнакомый, друг, родственник), ситуация, иерархия, половая принадлежность, форма коммуникации (устная или письменная). Например, другу вы скажете «привет». Соблюдая субординацию, директора поприветствуете словом «здравствуйте».
Естественно, все формы приветствия могут вызвать определенные затруднения с пунктуационной точки зрения. Например, вы можете задуматься, нужна ли запятая после «добрый день». Ответ на этот вопрос имеется в статье.
Часть речи и роль в предложении сочетания «добрый день»
Чаще всего разговор в русском языке начинается с общеупотребительной лексемы «здравствуйте».
Распространены и выражения, несущие временнóе значение:
Данные фразы во многих языках имеют свои аналоги:
Такая распространенность временнóго приветствия требует более детального рассмотрения сочетаний «добрый день» (утро, день, ночь).
Выступая в роли приветствия, фраза является междометием (так считает большинство лингвистов, хотя некоторые относят его к частицам или вообще не считают какой-либо частью речи). Такого рода этикетная формула не подчеркивается как член предложения, к ней невозможно задать вопрос.
Этикетные выражения для приветствия могут употребляться в предложении самостоятельно, после них или до них не обязательно должны присутствовать какие-то другие лексемы. Подобные основные синтаксические единицы некоторыми лингвистами приравниваются к номинативным, то есть назывным основным синтаксическим единицам (Утро. Зимний лес. Тишина.).
В конце таких конструкций ставится восклицательный знак, точка, а иногда даже вопросительный знак:
Чаще всего при этикетном междометии присутствуют обращения. В этом случае приветственная фраза обособляется. Если оно находится в начале предложения, то «точка с хвостиком» будет стоять после него:
Выделение с двух сторон корректно при расположении сочетания в середине предложения:
Если же этикетная формула будет стоять в конце основной синтаксической единицы, то запятая требуется до нее:
Если значение приветствия отсутствует, то перед вами обычное сочетание, состоящего из прилагательного и существительного:
Нужны ли запятые в выражении «добрый день (вечер, утро), коллеги»?
В большинстве случаев этикетные формулы употребляются совместно с обращениями.
Желая доброго утра (вечера, дня) коллегам, следует строить основные синтаксические единицы, пунктуационно оформленные следующим образом:
Знаки препинания в других словосочетаниях с «добрый день»
Рядом с рассматриваемой фразой могут находиться абсолютно любые обращения. И всегда между данными компонентами нужна запятая. А знак завершения ставится в зависимости от конкретной ситуации:
«еще раз добрый день»
Представьте, что сегодня вы уже встречались со своим работодателем и поприветствовали его, пожелав доброго дня. Буквально через полчаса вы должны зайти к нему в кабинет, чтобы предоставить отчет. Учитывая, что вы уже здоровались, дублировать то же самое приветствие не стоит. Можно «трансформировать» и сказать: «Ещё раз добрый день». В структуре данной фразы знаки препинания отсутствуют. Знак завершения зависит от эмоциональной составляющей.
«всем добрый день»
Потенциально фразы «добрый день, доброе утро, добрый вечер, доброй ночи» способны расширять свои границы, включая в состав зависимые слова, которые не отделяются от них знаками препинания:
«доброго дня вам»
Просторечное выражение «доброго дня вам» не имеет в своем составе «точки с хвостиком».