Храмовый комплекс Ипет-Рес в Луксоре

Храмовый комплекс Ипет-Рес в Луксоре ЛикБез

План
1. Общая характеристика периода строительства выбранного памятника искусства.
2. Общая характеристика архитектурно-художественного памятника.
3. Описание изучаемого архитектурно-художественного памятника.
4. Анализ архитектурных особенностей изучаемого архитектурно-художественного памятника, сохранившихся памятников скульптуры, рельефных и живописных памятников.
5. Заключение.
6. Иллюстрации
Список литературы

Введение
Каждая эпоха оставляет за собой след. Это памятники культуры и искусства. Живопись, скульптура, архитектура могут многое рассказать о жизни предыдущих поколений, о том, что они думали, что чувствовали, каким представляли мир. На формирование художественных взглядов влияют многие факторы и потому каждый исторический памятник это — своего рода повествование о временах, когда он был создан. Внимательный зритель сможет узнать много интересного, вглядываясь в живописные полотна, скульптуры, особенности архитектурно сооружения.

Храмовый комплекс Ипет-Рес в Луксоре один из самых ярких архитектурных памятников Древнего Египта.

Анализ архитектурно-художественных особенностей луксорского храма станет для нас увлекательной экскурсией в Египет времён Нового Царства.
Общая характеристика периода строительства выбранного памятника искусства.

Храмовый комплекс Ипет-Рес в Луксоре — подлинная каменная летопись египетского зодчества периода Нового Царства. В это время большое культовое строительство велось во всей стране, от истоков Нила до его дельты. Наибольшее количество храмов было воздвигнуто на восточном берегу Нила — в Фивах, в древних Ипет-Сут и Ипет-Рес, современных Карнаке и Луксоре.

Особенности архитектуры и культуры Древнего Египта были обусловлены географической изолированностью Египта. Народ Египта с подозрением относился к чужеземцам. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и являлись олицетворением хаоса, угрожающего гармонии египетского государства. Географические и климатические особенности государства сформировали особое мировоззрение местного населения.
Огромное место в жизни египетского государства играла религия. Именно религия оказала огромное влияние на искусство и архитектуру Египта. Особенно важны два момента: сложение египетского пантеона богов и заупокойный культ. Ключевой фигурой был Амон. Фараон провозглашался сыном Амона. Именно в честь Амона воздвигаются самые грандиозные святилища. Храмы Нового царства, так же как Великие пирамиды Древнего, прославили египетское зодчество навеки.

Какими же были основные черты храмовой архитектуры Нового царства? Прежде всего, надо отметить, что в начале этой эпохи происходит отделение места погребения от заупокойного храма. Храм строился в пределах нильской долины, располагаясь на ровном участке. Погребение переносилось за горный хребет и устраивалось в выдолбленной в скале пещере. Весь участок, занятый храмом, окружала высокая массивная стена. К храму от Нила вела широкая мощёная дорога, заставленная правильными рядами сфинксов из красного песчаника. Погребение производилось тайно, и вход в гробницу тщательно маскировался с целью предохранения от ограбления. Большая часть гробниц фараонов Нового царства сосредоточена в уединённой Долине Царей (Гибан-эль-Молук) на левом, западном берегу Нила. Особенно грандиозный размах в период Нового царства храмовое строительство получило на противоположном от Дейр-эль-Бахри, восточном берегу Нила, в столице Египта — прославленных Фивах. Хотя храмы Нового царства очень разнообразны по оформлению фасада, по построению внутреннего пространства и декору интерьеров, в основе их планировки лежал один и тот же принцип. Храмовый участок, имевший форму вытянутого прямоугольника, был обнесён мощной стеной. К расположенному на фасаде входу вела широкая дорога, обставленная по сторонам статуями сфинксов. Своеобразие этих скульптур заключалось в том, что каждая из них представляет собой самостоятельное произведение, но все статуи повторяют друг друга; поэтому они не рассчитаны на длительное рассмотрение, не требуют ни обхода, ни остановки. Ряд повторяющихся скульптур направлял движение молящегося, создавал настроение торжественности перед входом в храм. Затем на пути входящего вставала преграда. Вход в храм оформлялся в виде пилона — двух высоких башен с узким проходом между ними. Башни эти были очень велики и массивны, их боковые стороны имели лёгкий наклон. Египетский мастер, учитывая своеобразие зрительного восприятия, по которому абсолютно прямая высокая стена вблизи кажется падающей вперёд, скашивал поверхность пилона, благодаря чему пилон при рассмотрении вблизи кажется идеально прямым. Перед пилоном стояли колоссальные статуи фараона, обрамлявшие вход. Вся поверхность пилона покрывалась рельефами, прославлявшими военные подвиги фараона. В период Нового царства излюбленным стал углублённый рельеф; такая техника позволяла лучше детализировать фигуры, вместе с тем, она предохраняла рельеф, расположенный на наружной стене, от выветривания и повреждения. Глубоко врезанные контуры усиливали светотеневую моделировку и делали изображение более пластичным. Пройдя через вход, посетитель попадал в открытый ярко освещенный солнцем двор, обрамленный со всех сторон колоннадой. За двором находился многоколонный гипостильный зал; расположенные в несколько рядов колонны разделяли пространство зала на проходы — нефы. Центральный неф, более высокий, чем боковые, имел в крыше окна, которые освещали зал неярким ровным светом. За большим залом иногда располагались залы меньшего размера. Композиция замыкалась одной или несколькими молельнями, в которых стояли статуи божеств. Молельни не имели окон и освещались только искусственным светом. Хотя в зависимости от времени строительства, местоположения и, наконец, от творческой индивидуальности зодчего, руководившего постройкой, облик храма менялся, почти все храмы, сооружённые в период Нового царства, построены по данному каноническому плану.

Общая характеристика храмового комплекса в Луксоре
Храмовый комплекс в Луксоре (Ипет-Рес) — культовый памятник.
Построен в честь бога Амон-Ра
Начало строительства — XIV век до н.э. при фараоне Аменофисе
Размер храмового комплекса — 208 метров в длину и 54 метра в ширину

Описание изучаемого архитектурно-художественного памятника
Луксорский храм — храмовый комплекс, построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонов. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длину и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра — божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память. Сегодня храм в Луксоре, это в большой степени развалины. Луксорский храм пришёл в упадок. Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войска Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись и Египет уже не мог им противостоять. Со временем храм был занесён слоем песка, мусора и грунта. Многие учёные утверждают, что именно благодаря этому храм в Луксоре не был полностью разрушен. Но даже то, что мы можем увидеть сегодня, говорит о былом величии храма.

Анализ архитектурных особенностей изучаемого архитектурно-художественного памятника, сохранившихся памятников скульптуры, рельефных и живописных памятников.
Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусств. Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм, Внутренние палаты, Южный покой) – одно из самых изысканных творений египетских зодчих. В конце лета, когда Нил выходил из берегов и вода становилась красной, как кровь, начинался фестиваль OPET. Божественные образы Амона (бог солнца), его супруги Мут (богиня войны) и сына Хонсу (бог Луны) пышной процессией путешествовали из Карнакского храма в Луксорский, для обновления Бога-царя, вместе с обновлением земли после долгой засухи.

К храму вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 метров. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих — два брата близнеца Хори и Сути.

Рассмотрим план храма Ипет-Рес: в нём нетрудно выделить три основные части.

Первая — вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 метров высоты с капителями в виде цветущего папируса).

Вторая — квадратная, обозначающая второй открытый двор, обнесённый двухрядной колоннадой.

Третья — самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские «заросли» каменного папируса имело и «световую драматургию» от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешёченные проёмы, к таинственному полумраку искусственно освещённой молельни. Некоторые учёные считают, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

В Луксорском храме гармоничная ясность замысла скрашивает все «чрезмерности». Для него характерна исключительно чёткая планировка. В вытянутый с севера на юг храм проходили через гипостильный зал с 32-мя колоннами, выполненными в форме связок папируса. Этот зал соединялся с большим перистилем — открытым двором, обнесённым портиками, колонны которого повторяли форму колонн гипостильного зала. В глубине гипостильного зала располагался вход в святилище храма, в который проникали всё же не сразу, а лишь пройдя несколько небольших культовых помещений.

К северной части перистильного двора примыкала центральная, или процессионная колоннада Аменхотепа III: 14 окаменевших «стеблей» папируса, увенчанных распустившимися цветами-капителями. На сохранившихся стенах колоннады сохранились рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона-Ра: центральное место здесь занимают священные ладьи богов Амона, Мут и Хонсу. Их сопровождают жрецы, музыканты и танцовщицы, процессии священных животных и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название Ипет-рес-Амон («Южный покой Амона»).
В царствование Рамзеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим перистильным двором с 74-мя колоннами, между которыми стояли гигантские статуи фараона. одна из них, изображающая Рамзеса II, сидящем на престоле, называлась «Солнце властителей стран иноземных». У ног владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура Нефертари, любимой жены фараона. Перед пилоном стояли шесть колоссов Рамзеса II: две средние статуи были выполнены из чёрного гранита и представляли фараона сидящим, четыре были из розового гранита и представляли Рамзеса стоящим. Высота каждой статуи около 20 метров. Композицию завершали два огромных гранитный обелиска. Стены и колонны покрыты рельефами, посвящёнными богам и прославлению победоносных войн Рамзеса II. На стене храма записана и поэма, воспевающая отвагу Рамзеса в битве с хеттами. Тут же изображена и сама битва: фараон, мчащийся на колеснице, бегущие хетты, вереницы воинов.

От могучего пилона Луксорского храма Амона-Ра к Карнакскому вела аллея сфинксов. Первоначально они были с головой барана — священного животного бога Амона, и телом льва. Во времена XX династии они были заменены сфинксами с человеческими головами. Эта аллея вскоре разделилась на две: правая вела к храму Мут, а левая — к храму Хонсу. Луксорский храм таким образом оказывался включённым в Карнакский комплекс.

Храм Ипет-Рес до сих пор поражает пропорциональностью, гармонией, совершенством форм, а также оригинальными фресками, рельефами и древними письменами.

Некогда входной пилон был украшен шестью монументальными статуями. Сегодня можно увидеть только три огромных статуи (до 20 метров высотой): фараона Рамзеса II, Нефертари (его супруги) и один из двух гранитных обелисков.
Даже Александр Македонский оставил свой след в истории Луксорского храма — в честь него к задней стороне здания был присоединён гранитный храм. Христианская эра внесла свои коррективы — в это время гипостильный зал храма служил христианской церковью, причём оставался ею и некоторое время после.

В настоящее время Луксорский храм находится на стадии раскопок. Вплоть до 19 века исторический памятник был погребён под слоем песка. В конце концов над ним была построена мусульманская мечеть, которая, несмотря на процесс раскопок, сохранена и является частью исторического комплекса. Здание храма не просто огромно — в высоту его колонны достигают 70 метров, а внутри ранее помещалась целая деревня.

Архитекторы и научные работники посвящают годы восстановлению величественного здания, а также аллеи, соединяющей два храма — Луксорский и Карнакский. В длину аллея сфинксов достигает 2 километров и в настоящее время большая её часть уже восстановлена.

К сожалению, стены великолепной колоннады храма сохранились лишь на треть, но на них можно рассмотреть рельефы, описывающие проведение праздника Опет, посвящённому Амону Ра. В центре изображений расположены священные ладьи богов, сопровождаемые жрецами, веселящиеся по поводу праздника люди и, разумеется, сам фараон. Как величайший мудрец и талантливый архитектор, Аменхотеп, сын Хапу, был обожествлён при жизни и пользовался признанием и славой. На трёх его статуях, сохранившихся по сей день, высечены истории, рассказывающие о его жизни.

Знамениты и фрески храма. Одни из самых важных ценностей считаются рельефы, посвящённые рождению фараона от самого бога небес. Амон-Ра долго искал и нашёл прекраснейшую женщину на Земле Мутемуйу, жену фараона Тутмоса IV. Приняв вид супруга самой прекрасной из женщин, бог Амон-Ра проник на её ложе, и они зачали будущего фараона Аменхотеп III. Красавица царица, однако догадалась, что отцом ребёнка стал сам бог Амон-Ра, а посланец богов Тот подтвердил её догадки, сообщив ей благую весть, что он станет матерью сына бога.
Весь пантеон богов постарался что-либо сделать для новорождённого, каждый преподнёс дары, ограждающие дитя от бед, и все предрекают тысячелетнее процветание рода: бог Хатхор из глины вылепил для младенца особую «жизненную силу», богиня родов Месхенет приняла новорождённого на кирпичах в зале рождений. Эти кирпичи символизируют четырёх великих богинь, выполняющих роли повитух и кормилиц: Нут — Великую, Тефнут — Старшую, Исиду — Прекрасную и Нефтиду — Превосходную. Хатхор и Мут дают новорождённого сына отцу, который берёт его на руки, тем самым, по египетским законам, признаёт своё отцовство. Ребёнка кормят божественным молоком. Это молоко разрешено испить при рождении царя, его коронации и после смерти, чтобы обрести власть и в миру потустороннем, обрести право на воскрешение. Имя ребёнка вносится богами в храмовые списки жизни.

Заключение
На сегодняшний день Луксорский храмовый комплекс входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно миллионы туристов приезжают увидеть этот великолепный архитектурный памятник. Даже в соседстве с современной городской инфраструктурой, которая окружает Луксорский храм, он не становится менее притягательным. В вечернее время храм эффектно подсвечивается, что только добавляет ему мистической загадочности. Хотя и при лунном свете храм обретает таинственный ореол.

Луксорский храм — святилище древних богов вновь и вновь поражает воображение не только совершенством пропорций и грандиозностью, но и внутренней гармонией, незыблемостью и каким-то неземным спокойствием. Мощные колонны, величественные фигуры царей, уста которых замерли в загадочной полуулыбке, таинственные иероглифы, высеченные в камне помогают перенестись во времена давно минувших дней. Кажется, что образы этих великих фараонов обретают новую жизнь каждый вечер с закатом солнца, когда с необычайным искусством подсвеченный храм, словно мираж возвышается над берегом Нила.

Иллюстрации

Список используемой литературы
1. Ильина Т.В. Введение в искусствознание: Уч. пос. для вузов. – М.: АСТ: Астрель, 2003.
2. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.
3. https://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/egipt/HistoryArt-Egipt-Novoe.html
4. https://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/438e58c55033d386c32575a0004c52c3
5. https://svr.su/content/item/985/
6. https://www.refstar.ru/data/r/id.8628_1.html

Оцените статью
Добавить комментарий