Музыкальное наследие Союзмультфильм, как лучшего навигатора и помощника в воспитании подрастающего поколения (из опыта работы)

Музыкальное наследие Союзмультфильм, как лучшего навигатора и помощника в воспитании подрастающего поколения (из опыта работы) Работы учителей

Выступление учителя музыки ЧЕРНЕНКО Ю. И. на ГМО учителей музыки, изобразительного искусства и черчения.

Скачать работу в формате .DOC

Тема «Музыкальное наследие «Союзмультфильма» как лучшего навигатора и помощника в воспитании подрастающего поколения» (из опыта работы)

Музыка отечественных мультфильмов как форма и способ эффективной организации поддержки и развития духовно-нравственного и творческого потенциалов личности учащегося.

Папа римский Иоанн Павел II сказал: «Если Вы хотите, чтобы Ваши дети выросли высоконравственными людьми, воспитывайте их на советских мультфильмах».
О методах воспитания и образования учащихся написано множество томов и опусов. Среди них есть и солидные — философские, и серьезные — научно-обоснованные, и разумные, и даже понятные. Но дело в том, что в основе своей, все эти программы, концепции, системы малоприменимы на практике. Поэтому я прибегла к помощи самой доступной, но на сегодняшний день мало актуальной, априори эффективной, результативной, плодотворной, апробированной не на одном поколении детей — помощи советских мультфильмов.
Советские мультики — могучая и неисчерпаемая сила в таком социально и, порой, стратегически важном деле, как воспитание подрастающего поколения, формирования его личностных ориентиров, духовно-нравственных качеств и, если хотите, становление его гражданской позиции и патриотизма.
Хотелось бы, чтобы предложенная мною тема и придуманные приемы пригодились в работе всем учителям музыки и искусства, которым не безразлична проблема тотального засилья американского псевдоискусства в быт и досуг наших детей. Оно привело к поголовному порабощению мыслей и образа жизни наших школьников заокеанской пресловутой идеей «свободы мыслей и действий».

Лояльность демократии поселила как норму действительности экранную пропаганду жестокости, злости, сквернословия, вульгарности и невежества. Теперь, как никогда видно, что попустительское отношение родителей, в частности поколения 90-х, к предпочтительному выбору американских мультфильмов, как к повседневному видео-рациону детей, привело к массовой деградации моральных норм и нравственных устоев подрастающего поколения.
Всё это негативно влияет на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение человека к обществу, размывает жизненные ориентиры учащихся, девальвирует ценности старшего поколения, а так же деформирует традиции страны и моральные нормы.
Начнем с того, что в России основами мировоззрения во все времена являлись вера, надежда, любовь, семья, добро, красота, забота, мужество, дружба, мир, природа, Родина. Советские мультфильмы несут в себе эти моральные нормы мировоззрения, как идеологию нашего общества (пусть и социалистического), но во все времена актуальную и единственно верную.
Знакомство на уроках с музыкой (а соответственно с образами и идеей) советских мультфильмов отвечает концепция А. Я. Данилюка о духовно-нравственном развитии гражданина России. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Отечественные, в особенности советские мультфильмы мы продолжаем вспоминать, любить и смотреть до сих пор — вопреки тому, что высокобюджетный западный кинематограф достиг заоблачных пределов мощности и возможности. Продолжаем любить по многим причинам, одна из которых музыка: удивительно прекрасная, тонкая, мелодичная, совершенная.

Есть множество поводов для использования на уроках музыки фрагментов из легендарного «Союзмультфильма». Ведь саунд треки к его шедеврам писали замечательные композиторы, великие мастера: Геннадий Гладков, Максим Дунаевский, Александр Зацепин, Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Алексей Рыбников, Эдуард Артемьев и многие, многие другие. А это и разнообразие жанров, стилей, эпох, образов, и выразительная сила, и безупречное совершенство формы и следование традициям великой русской классической школы.
Идея и содержание советского мультфильма дает возможность заострить внимание учащихся на общечеловеческих ценностях, выразить в форме мини-эссе свое отношение к таким, утратившим силу понятиям как дружба, доброта, сострадание, забота, мужество, благородство… Яркий тому пример мультфильм Гарри Бардина «Адажио», который знакомит детей и с камерной музыкой эпохи барокко, и с проблемами общества озлобленных людей, отвергающих идеи света и гуманности.
В заключительной части выступления уместно использовать финальные строки из концепции А. Данилюка:
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечивает духовное единство народа и его моральных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране есть важнейшее условие успешного развития России.

Оцените статью
Добавить комментарий