Региональная инновационная площадка

Региональная инновационная площадка

Региональная инновационная площадка.
Срок реализации проекта: 2016–2018 гг.

1. Наименование организации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» города Реутов Московской области.

2. Направление реализации проекта

Реализация инновационных образовательных проектов, направленных на разработку и внедрение современных моделей воспитания и социализации обучающихся.

3. Название проекта

Создание системы физкультурно-оздоровительной работы в школе в рамках внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

4. Ключевые слова

Физкультурно-оздоровительная работа, здоровьесберегающая среда, здоровый образ жизни (ЗОЖ), спортивный клуб, Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Региональная инновационная площадка

5. Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования
Популяризация массовой физической культуры и здорового образа жизни является сегодня актуальной. Забота о здоровье граждан выдвигается в качестве главного приоритета внутренней политики государства, о чем свидетельствует Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации».

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Сейчас, к сожалению, практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высока, что является существенным фактором ослабления здоровья детей. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни, накапливание отрицательных эмоций, возрастные психоэмоциональные изменения. Особую тревогу вызывает то, что результаты всероссийской диспансеризации показывают высокую степень распространения вредных привычек среди детей и подростков.

Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Поэтому целенаправленная работа по организации физкультурно-оздоровительной деятельности позволит не только сохранить здоровье школьников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Вместе с тем, исходя из задач, поставленной в национальной доктрине «Наша Новая школа», необходимо существенно увеличить число российских граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни.

Исправить ситуацию и достичь указанных целей призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), главной целью которого является охват всего населения страны, как взрослых, так и детей, общим спортивным движением.

Комплекс ГТО будет способствовать внедрению физической культуры в повседневную жизнь людей, создаст необходимые возможности для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины.

В силу своей специфики комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощных механизмов в формировании таких мировоззренческих качеств личности, как гражданственность и патриотизм.
Проект является практически значимым для систем образования регионального, муниципального уровней. Новизна проекта заключается в возрождении системы комплекса ГТО в новом современном формате с учетом приоритетов государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта.

Проект содержит как методический (разработка нормативного, методического, организационного, материально-технического обеспечения системы физкультурно-оздоровительной работы в школе, учебных программ спортивной подготовки в рамках дополнительного образования, обобщение и распространение опыта школы и т.д.) так и практический (организацию системной, целенаправленной физкультурно-оздоровительной деятельности в школе) аспекты.
Идея проекта состоит в создании отвечающей вызовам современности системы физкультурно-оздоровительной работы в школе, разработке рекомендаций по её реализации, а также выявление возможностей реализации данного проекта в любом образовательном учреждении, находящемся на территории Российской Федерации.

6. Цели, задачи проекта
Цель проекта: создать целостную систему физкультурно-оздоровительной работы в школе, способствующую осознанному ведению здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса, регулярным занятиям физической культурой и спортом, участию в общественной и спортивной жизни школы, обеспечивающую подготовку обучающихся к сдаче норм ГТО.

Задачи проекта:
1. Развитие физической культуры и массового спорта в школе, вовлечение оптимального числа детей в интенсивные регулярные занятия физической культурой и спортом.
2. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы в школе.
3. Формирование и апробация новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в современных условиях.
4. Осуществление систематического мониторинга здоровья и физической подготовленности.
5. Обобщение и распространение опыта работы школы по применению современных физкультурно-оздоровительных технологий в условиях внедрения комплекса ГТО.
6. Расширение социального взаимодействия школы со спортивными, оздоровительными и образовательными учреждениями города.
Основные принципы реализации проекта: массовость, добровольность, доступность, открытость.
Участники проекта: все участники образовательного процесса.

7. Ожидаемые результаты проекта
Результатами проекта являются разработка, апробация и внедрение:
• нормативного, методического, организационного, материально-технического обеспечения системы физкультурно-оздоровительной работы в школе;
• новых спортивных технологий, методов и форм тренировочного процесса;
• учебных программ физкультурно-оздоровительной направленности в рамках дополнительного образования;
• повышение квалификации преподавателей физической культуры на основе применения современных технологий;
• разработка форм и методов взаимодействия на разных уровнях системы подготовки спортивного резерва школы;
• выявление новых механизмов взаимодействия организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
• внедрение современных систем оценки качества спортивной подготовки.

8. Ожидаемые эффекты проекта
1. Повышение эффективности управления и качества образования, модернизация материально-технической базы образовательного учреждения.
2. Готовность обучающихся к выполнению и непосредственное выполнение испытаний (тестов) Комплекса ГТО.
3. Повышение стремления всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни образовательного учреждения, успешному прохождению тестирования по комплексу ГТО.
4. Рост профессионального мастерства учителей физической культуры.
5. Оптимальная организация внеурочной деятельности: эффективное использование времени, создание условий и достижение обучающимися планируемых результатов.
6. Вовлечение максимального количества школьников к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
7. Воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма.

9. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта
1. Положительная динамика учебных и внеучебных достижений обучающихся, увеличение доли победителей и призёров в спортивных соревнованиях и конкурсах различного уровня.
2. Увеличение количества обучающихся, желающих профессионально заниматься спортом.
3. Рост процента выпускников, поступающих в ВУЗы и колледжи по направлению «Физическая культура».
4. Положительная динамика физической подготовленности и уровня здоровья обучающихся.
5. Снижение случаев асоциального поведения учащихся, увеличение числа участников образовательного процесса, не имеющих вредных привычек.
6. Повышение процента охвата обучающихся программами дополнительного образования физкультурно-оздоровительного направления.
7. Уменьшение числа заболеваний школьников, уменьшение количества пропусков уроков по болезни.
8. Увеличение количества партнеров как участников совместной социально-образовательной деятельности.
9. Увеличение количества обучающихся и жителей микрорайона, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях.
10. Удовлетворенность участников образовательного процесса функционированием спортивно-оздоровительной системой школы.
11. Повышение рейтинга и конкурентоспособности школы в социуме.
12. Повышение уровня гражданской активности обучающихся и местного сообщества в реализации социально-значимых проблем школы и социума.
13. Обеспечение информационной открытости предлагаемого социального проекта, отражение результатов проекта в ежегодном публичном докладе руководителя учреждения.

10. Описание основных мероприятий проекта по этапам.
В 2006 году наша школа разработала программу спортивно-оздоровительной работы «Марафон здоровья», которая функционирует по сегодняшний день. На протяжении многих лет, школа имеет стабильно высокие результаты в области физической культуры и спорта:
— победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре и ОБЖ;
— победители Городской комплексной спартакиады школьников;
— победители спортивных соревнований «ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СОСТЯЗАНИЯ»;
— победители соревнований «ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»;
— победители соревнований «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ» среди команд общеобразовательных организаций Московской области на призы Губернатора Московской области;
— победители соревнований на тест Главы города «УМЕЮ ПЛАВАТЬ!» выпускников начальной школы;
— победители городской спартакиады допризывной молодежи города Реутов, посвященной памяти воина-интернационалиста Андрея Лысенко;
— призеры военно-спортивной игры по тактическому пейнтболу «ПРОРЫВ» на кубок главы города Реутов;
— призеры конкурса социальной рекламы «Жить. Трезво» в номинации «Разум вне наркотика!»;
— лауреаты муниципального этапа Всероссийской акции «Я- гражданин России» (социальные проекты: «Здоровьесберегающая образовательная среда школы. Марафон здоровья», «Мы выбираем жизнь!»);
— победители и призеры городской научно-практической конференции (темы исследовательских работ: «Мы против вредных привычек!», «Здоровый образ жизни современной молодежи», «Физкультминутки — как средство профилактики искривления позвоночника»).

Имея большой положительный опыт работы с учащимися, по распоряжению Главы города Реутов от 20.03.2015 №27-РГ, центром тестирования по выполнению видов испытаний (тестов) нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта МБОУ СОШ №5 была выбрана базовой площадкой для приема норм комплекса ГТО.

Нашими социальными партнёрами в реализации проекта являются:
− Отдел по физической культуре, спорту и работе с молодежью администрации города Реутов;
− Управление образования администрации города Реутов;
− ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
− ФГБУ «Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии»;
− МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа»;
− Военно-патриотический центр «Рекрут»;
− ООО «Спорт-Сервис»;
− Федерация каратэ России;
− Танцевальный клуб «Латинский квартал»;
− Физкультурно-оздоровительный диспансер;
− Городская детская поликлиника.

Физкультурно-оздоровительная система – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по обеспечению внедрения комплекса ГТО в школе. В качестве базовых компонентов в системе мы выделяем:
— спортивный клуб «Звезда»;
— центр военно-патриотического воспитания «Честь имею!» (ЦВПВ);
— центр содействия здоровью детей (ЦСЗД);
— центр социальной поддержки «Школа-территория без правонарушений».

Деятельность спортивного клуба «Звезда» направлена на проведение мероприятий спортивной направленности, выявление спортивного резерва школы. Клуб осуществляет общее руководство секциями дополнительного образования и обеспечивает сетевое взаимодействие с социальными партнерами.

Центр военно-патриотического воспитания «Честь имею!» (ЦВПВ) проводит встречи с ветеранами ВОВ и участниками военных действий, готовит команды для участия в соревнованиях допризывной молодежи и в военно-спортивных играх, организует туристические походы, взаимодействует с военно-патриотической организацией «Рекрут» (реконструкция русских единоборств).

Центр содействия здоровью детей осуществляет мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков, проводит недели здоровья, организует научно-исследовательскую деятельность учащихся в области сохранения и укрепления здоровья, взаимодействует с лечебно-профилактическими учреждениями города.

Работа центра социальной поддержки «Школа-территория без правонарушений» обеспечивает комплексное решение программы профилактики правонарушений школьников, создает оптимальные условия для адаптации в социуме детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Базовые составляющие научно-методического обеспечения проекта:
1. Нормативная составляющая (нормативно-правовое и ресурсное обеспечение).
2. Методическая составляющая (программно-методическое, технологическое и организационное обеспечение процесса проектирования системы внедрения ГТО).
3. Информационная составляющая (информационное сопровождение через сайт школы, СМИ, Интернет-ресурсы).
4. Диагностическая составляющая (мониторинговые процедуры).
5. Спортивная составляющая (организация и проведение мероприятий спортивно-массовой и военно-патриотической направленности).

Все это способствует принятию решения о разработке проекта «Система физкультурно-оздоровительной работы в школе в рамках внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), в котором выделены 3 этапа.

1 этап (подготовительно-организационный)
— изучение и разработка нормативно-правовых документов по внедрению комплекса ГТО;
— изучение и анализ уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся в школе;
— обеспечение педагогическими кадрами (повышение квалификации);
— создание и пополнение материально-технической базы;
— корректировка программы «Марафон здоровья» по организации спортивно-оздоровительной работы в школе в рамках внедрения комплекса ГТО;
— создание благоприятного психологического климата в коллективе;
— разработка единого календарного плана на период реализации проекта.

2 этап (основной – реализация проекта)
− апробация физкультурно-оздоровительной системы в школе;
− наблюдение и обследование учащихся школы ФГБУ «Научно-исследовательским институтом общей патологии и патофизиологии» под руководством доктора биологических наук Панковой Н.Б.;
− подготовка спортивного резерва школы в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
− системное взаимодействие центров по организации спортивно-массовой работы;
− проведение совместных педагогических советов, круглых столов, семинаров по обмену опытом работы педагогов, участвующих в реализации системы;
− изучение степени удовлетворенности родителей и учащихся выбранной системой;
− реализация рабочих программ внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного и военно-патриотического направления.
− организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
− проведение спортивно-массовых мероприятий, праздников и фестивалей;
− обновление материально- технической базы учреждения.

3 этап (заключительный)
— сравнительный анализ планируемых результатов с полученными результатами, оцененными на основе использования разработанных критериев и показателей;
— определение факторов, оказавших положительное и отрицательное влияние на реализацию проекта;
— оформление результатов проекта с целью распространения и внедрения в практику других образовательных учреждений;
— социально-педагогическая оценка полученных результатов;
— разработка перспективных направлений развития проекта;
— опрос участников образовательного процесса, их позиция по ключевым проблемам внедрения проекта.

Подробное описание инновационного образовательного проекта

11. Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам
12. Ресурсное обеспечение проекта:
12.1. Кадровое обеспечение проекта
12.2. Материально-техническое обеспечение проекта
12.3. Финансовое обеспечение проекта
13. Основные риски проекта и пути их минимизации
14. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации
15. Основные реализованные проекты образовательной организации за последние 3 года

Документы по проекту

Нашими социальными партнёрами в реализации проекта являются:
− Отдел по физической культуре, спорту и работе с молодежью администрации города Реутов;
− Управление образования администрации города Реутов;
− ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
− ФГБУ «Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии»;
− МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа»;
− Военно-патриотический центр «Рекрут»;
− ООО «Спорт-Сервис»;
− Федерация каратэ России;
− Танцевальный клуб «Латинский квартал»;
− Физкультурно-оздоровительный диспансер;
− Городская детская поликлиника.

Физкультурно-оздоровительная система – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по обеспечению внедрения комплекса ГТО в школе. В качестве базовых компонентов в системе мы выделяем:
— спортивный клуб «Звезда»;
— центр военно-патриотического воспитания «Честь имею!» (ЦВПВ);
— центр содействия здоровью детей (ЦСЗД);
— центр социальной поддержки «Школа-территория без правонарушений».

Поделиться с друзьями