Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества образования

Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества образования

Учитель истории: Боева Е.А., высшая квалификационная категория
Доклад на педагогическом совете, 2012 год
“Школа – это тот социальный институт,
где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная,
неповторимая индивидуальность”. (И. С. Якиманская)
1. Личностно-ориентированное обучение.
О ЛОО говорить начали давно и многим всё, о чём мы будем говорить сегодня, покажется далеко не ново. Кроме того, современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственную успешную жизнедеятельность.
Согласно модернизации школьного образования необходимо решить много задач, одними из которых являются:
1. Необходимо сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования.
2. Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность).
3. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
4. Обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.
А одним из условий решения данных задач является вариативность и личностная направленность общего образования.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.
Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

ЛОО – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения.
Реализация личностно-ориентированной системы обучения является инновационным процессом (в современное время), поскольку требует смены педагогической парадигмы: т.е. необходимо перейти от обучения как нормативно построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.
Существуют, по меньшей мере, два подхода к личностно-ориентированному обучению.
Первый из них, предполагает воздействие на личность ученика с целью более эффективного усвоения им внешнего содержания образования. Личностные особенности ученика в этом случае учитываются для того, чтобы соответствующим образом выстроить или подобрать наиболее оптимальное для него содержание.
Другой подход не предполагает прямого образовательного воздействия на ученика, а направлен на организацию образовательной среды, находясь в которой ученик выстраивает свое образовательное движение. Для сопровождения учебной деятельности ученика применяются различные образовательные технологии, предусматривающие личное целеполагание каждым учеником и его индивидуальную образовательную траекторию.
Обучение в данном случае носит сопровождающий характер, а одним из его ключевых элементов является образовательная ситуация. (По форме это могут быть дискуссия, диалог, имитация жизненной ситуации, творческая задача и т.п.)
Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает и другое – новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т.д. Традиционный подход в известной степени характеризовался нормативным мышлением, желанием во что бы то ни стало добиться достижения некой провозглашаемой нормы. Особенность нового представления заключается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремлении к ним, а “норму” рассматривать как промежуточную, а не конечную цель образовательного процесса.
Т.е. стандарт образования в системе ЛОО – не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы лич-ностного развития на разных ступенях обучения.
Характеристика личностно-ориентированного образования не может быть полной, если не раскрыты его содержательные аспекты. Содержание личностно- ориентированного образования определяется его направленностью на удовлетворение потребностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного “я” и научиться управлять им.
В соответствии с этим содержание личностно-ориентированного образования должно включать в себя то, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности, т.е. включать следующие компоненты:
• аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов);
• когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития);
• деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разно-образных способов деятельности, творческих способностей, оригинальных подходов к решению задач);
• личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции).
И здесь следует отметить совершенно иное отношение учителя к ученику.
Т. е. в личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
• оптимистический подход к ребенку и его будущему, как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим (с помощью адекватных средств);
• отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по соб-ственному желанию и выбору.
Таким образом, школьник, конечно, субъект деятельности, субъект общения. Но какой деятельности? Педагогической? Ответ – нет! Он субъект других, конкретных видов деятельности – игры, учения, труда, спорта и т.п.
Еще раз хочется подчеркнуть, что объектом педагогической деятельности является не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика, для формирования его субъективной позиции и организации способствующей этому образовательной среды.
О каких условиях следует вести речь? В первую очередь, о тех, которые влияют на ученика, т.е. условиях в которые попадает ученик в процессе образовательной деятельности.
Можно выделить несколько групп таких условий. А именно:
• межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит общение ученика в конкретном образовательном учреждении – педагогами, другими учащимися (уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень взаимопонимания и поддержки, и т.д..);
• направленность и особенности организации учебного процесса. Здесь важными являются приоритетные методы преподавания, индивидуальные способы обучения, степень учета интересов учащихся; реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.;
• степень профессиональной компетентности педагогов школы, “качество” преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и навыков; сформированности профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих готовность к организации инновационной деятельности и стремление к профессиональному совершенствованию и росту);
• материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений, качество наглядных пособий, школьного оборудования, мебели; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

2. Организация урока в системе ЛОО. Основные требования.
Урок — основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОО существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока.

В педагогических работах, посвященных вопросам ЛОО обычно оно противопоставляется традиционному, которое всегда было ориентировано на получение в обучении человека определенных моделей поведения, зафиксированных в социальном заказе школы. (Сравнительный анализ – Приложение 1)

Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в системе ЛОО важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь поставленной цели:
1) использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт уча-щихся;
2) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе;
3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
4) использование в ходе урока дидактического материала, позво-ляющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
5) оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
6) Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
7) Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

3. Критерии эффективности урока в системе ЛОО:
1) использование проблемных заданий;
2) применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
3) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
4) обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали (овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
5) стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
6) оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, какова динамика его продвижения в освоении ЗУНов;
7) отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.
8) При задании на дом называются не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Учитывая все выше изложенное, можно сделать следующие выводы:
1. При планировании урока необходимо учитывать:
— индивидуальные особенности проработки материала учащимися (одному легче воспринимать на слух, другому зрительно, третьему нужно обязательно включить моторику);
— индивидуальный подход к выполнению задания (одни быстро и легко схватывают и удерживают все признаки заданного материала, другие склонны вычленить только главную мысль);
— индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е. выполняют необходимые расчеты и т. п.).
2. Необходимо выявлять индивидуальность каждого ученика (независимо от его успеваемости) по следующим параметрам:
— выявление содержания его субъектного опыта, включенного в образовательный процесс;
— предоставление ученику возможности выбора (самостоятельно, по собственной инициативе) способов учебной работы с программным материалом, подлежащим усвоению, а также выбора формы работы на уроке (индивидуальной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменно, устно, развернутый рассказ, анализ ответа товарища и т. п.);
— оценка не только результата, но главным образом процесса его дости-жения.

Надеюсь, сегодняшний педсовет помог вам уяснить особенности технологии личностно ориентированного образования и осознанно подойти к выбору технологии обучения в собственной практике. Конечно, сегодня мы рассмотрели не все вопросы, связанные с данной технологией. Педагогам, которым она интересна и которую они выбирают для освоения и использования, необходимо продолжить изучение совокупности методов обучения, используемых в рамках данной технологии.

Приложение 1
КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА КРИТЕРИИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА
Цели урока задаются совместно с тен-денцией передачи функции от учителя к ученику. Цели урока задаются только учителем без формирования функции от учителя к ученику.
На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, по-вышающие степень активности учащихся в учебном процессе и формирующие субъектную позицию учеников. Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъ-ектную позицию ученика («Я – исполнитель».)
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель не использует специальных приемов.
Учитель эффективно (адекватно цели урока ) сочетает репродуктивную и про-блемную стороны обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель реализует преимущественно репродуктивную сторону, не владеет умением сочетать ее с проблемной или методикой постановки и решения про-блемы.
На уроке задаются задачи и четкие кри-терии самоконтроля и самооценки (про-исходит специальное формирование кон-трольно-оценочной деятельности у уча-щихся). Контроль и оценку осуществляет пре-имущественно сам учитель.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаружи-вать незнание, находить причины затруднений). Учитель не обучает детей рефлексии, сам не осуществляет рефлексивную функцию в обучении.
Учитель специально планирует комму-никативные задачи урока, владеет техно-логией диалога, обучает ставить и зада-вать вопросы. Коммуникативные ситуации специально не планируются, диа-логовые формы на уроке не используются
Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Учитель несклонен принимать другое мнение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии.
Стиль, тон отношений, задаваемые учи-телем на уроке, создают атмосферу учебного сотрудничества, сотворчества. Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности.
На уроке осуществляется глубокое лич-ностное воздействие «учитель-ученик» через отношения, совместную деятельность. Личностное воздействие на уроке не реализуется или реализуется слабо.

Литература:
1. Журнал “Школьные технологии” № 6, 2006
2. Журнал “Завуч”, №2, 2006 (в т.ч. анализ урока ЛОО)
3. Журнал “Завуч”, №1, 1999
Л. И. Саляхова. “Педагогический совет: технология подготовки и практические разработки”, 2006.
4.Н.А.Алексеев. Личностно-ориентированное обучение в школе. Р-на-Д, 2006
5. Е.Н.Степанова. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М., 2006
6. Г.К. Селевко. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистиче-ская модернизация. М., 2005
7. Т.И.Шамова. Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода. М., 2006
8. Т.В. Машарова. Педагогическая технология: личностно -ориентированное обучение. М.,1999
9.Завуч. №2, 2003; №3, 2004

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий